вторник, 8 марта 2016 г.

Обзор: Gex


Платформеры про маскотов были для девяностых тем же, чем сейчас являются шутеры от первого лица - самым массовым и популярным жанром, жанром "по-умолчанию". Хотя самым первым маскотом является Марио и на NES было несколько своих маскотских платформеров типа серии Mega Man и иже с ними, по-настоящему волна подобных игр повалила после выхода первого Соника, которому удалось, казалось бы, невозможное: сравняться по популярности с итальянским водопроводчиком. Тут же все подряд начали клепать свои платформеры про зверей-маскотов "с характером", имитируя образ Соника. Некоторые были вполне хороши (Rocket Knight Adventures, Zero the Kamikaze Squirrel), некоторые заурядны (Aero the Acro-Bat, Bubsy), некоторые были абсолютным ужасом (Awesome Possum). Но волна не спадала вплоть до конца десятилетия. И наш сегодняшний пациент как раз из этой братии.
Gex был изначально задуман как маскот системы 3DO, так и не взлетевшей попытки начать 32-битное поколение пораньше. Не то, чтобы система была плоха, но на тот момент (1993 год) из двух титанов - Sega Mega Drive и Super Nintendo еще не выжали все соки, а 3DO же отличалась большой дороговизной при не особо большой библиотеке. Тем не менее, Gex должен был привлечь к себе широкую аудиторию и стать новым Соником. И... этого так и не произошло. 3DO прожила три года, после чего консоль отправилась на покой, а игры с нее перекочевали на настоящие флагманы 32-битной революции - Sony PlayStation и Sega Saturn, а также на ПК. Gex был среди них и рассмотрев его поближе, становится понятно почему он не смог заставить людей выдать 700 баксов за консоль (О да! Для сравнения, SNES вместе с Super Mario World стоила 200, а Sega Genesis с Sonic the Hedgehog - 150): он просто того не стоил. Эта игра даже рядом не приближается к оригинальности и проработанности игр про Марио и Соника и ей следовало просто выйти как обычной third-party игре на других платформах.
Фанаты игры уже наточили вилы, но советую отложить их в сторону: во-первых, у меня есть ружьё и патроны, а во-вторых это не значит что игра плохая. Напротив, игра вполне хорошая. ВСЕ ПРОСПОЙЛЕРИЛ, ДАЛЬШЕ ЧИТАТЬ СМЫСЛА НЕТ. Но серьезно, игра - очень даже достойный платформер с неплохой графикой и хорошей музыкой, просто по уровню качества к таким играм как Соник и Марио приближаются единицы. Разработана игра была фирмой Crystal Dynamics, которая одной из первых поддержала 3DO... и одной из первых отвернулась от нее, когда стало ясно что приставка не взлетела. Сейчас Crystal Dynamics известна как дежурный разработчик серии Tomb Raider, а для ретрогеймеров как разработчик моей любимой серии всех времен - Legacy of Kain. С таким послужным списком сразу должно быть понятно, что игра не могла получиться плохой и была бы как минимум достойной.
Сюжет... вы хотите сюжет? Геккон по имени Гекс, лентяй, который целыми днями смотрит телевизор попадает в Медиа-измерение, состоящее из различных телепередач и должен из него выбраться. Вот вам сюжет. По старой-доброй советской традиции сюжет за исключением начальной и конечной заставок никак не проявляется и вся игра представляет из себя набор уровней различной тематики. В игре пять миров, разделенных на отдельные уровни - Кладбище (тема - фильмы ужасов), Новый Мультлэнд (и так понятно), Джунгли (приключенческие фильмы), Кун-фу-вилль (опять-таки, и так все понятно) и Резополис (научная фантастика). На каждом уровне нужно найти один или несколько пультов, при помощи которых открывается доступ к следующему уровню или миру. Также на некоторых уровнях можно найти видеокассеты, при помощи которых можно сохранять игру... на 3DO. Все остальные же версии - на Плейстейшне, Сатурне и ПК вместо этого выдают пароль, что лично у меня вызывает немало вопросов формата "Почему?". Я бы еще понял если бы игру портировали на шестнадцатибитные системы (на ту же Sega CD можно было бы портировать почти без потерь), но если чем эти системы и славились по сравнению с предыдущим поколением, так это возможностью сохраняться в любой игре. Но увы, в этой игре присутствуют только пароли, так что если захотите сыграть, держите при себе блокнот и карандаш. Я так и делал. Пароли, к слову. генерируются на ходу и сохраняют весь прогресс, то есть если пройти еще пару уровней, на которых паролей нет, а потом пройти заново уровень с паролем, то игра запомнит количество пройденных уровней, включая бонусные и пультов, так что все не так уж и плохо. Количество жизней и очков, правда, игра не сохраняет, но жизней полно на уровнях, а очки... кому вообще какое до них дело?
Но что же это я все о всякой фигне, пора и за геймплей поговорить. Управление достаточно удобное и не вызывает нареканий. Крестовина - ходить. Одна кнопка - бить хвостом, главный способ убиения врагов в игре, вторая - пустить в ход длинный язык Гекса, в основном для того чтобы собирать различные пауэр-апы в игре. Третья - прыгать. Еще одна - быстро бегать. Зажав вниз на крестовине в прыжке можно пользоваться хвостом как пружиной, отскакивая от врагов и разрушаемых стен, при этом изничтожая и тех и других. Все достаточно стандартно. Уникальной фишкой игры было то, что Гекс, как и любой уважающий себя геккон (а самоуважение очень важно когда ты зеленый, чешуйчатый и жрешь мух целыми днями) мог прилипать лапами к любым стенам и потолкам и свободно по ним передвигаться - естественно, если на них нет шипов, или тому подобных неприятностей. Это помогает освежить геймплей, что плюс потому что со стороны визуального дизайна свежести ждать не приходится. Также в игре есть несколько пауэрапов - стандартная неуязвимость, которая при этом еще убивает всех врагов, к которым Гекс прикасается во время ее действия, мегаускорение, огненная муха (при нажатии на кнопку языка Гекс плюется огнем, мгновенно сжигая врагов), ледяная муха (плюется льдом, замораживая их. Могут растаять) и электрическая муха (плюется тремя электроразрядами - вперед, по диагонали вверх и по диагонали вниз).
Не то чтобы внешне игра была плоха, она просто... "ванильна". То бишь вкусненько, но не более. Игра выглядит приятно, но оформление уровней уж больно стандартное, особенно от этого страдает второй мир - казалось бы уж в мультмире есть где развернуться, но нет, игра выглядит не особо-то впечатляюще. С врагами дело обстоит несколько получше. Что интересно. все спрайты в игре рисованные, но сам Гекс пререндеренный - по идее это должно было создать впечатление что он более "настоящий", чем все остальные, хотя вряд ли бы вы это заметили. Как я уже говорил, игру можно было без особых потерь портировать на Sega CD потому что в ней не особо много такого, чего не могут шестнадцатибитки.
Грехи графики искупает отличная музыка Стива Хенифина - треки с первых нескольких уровней навеки врезались в мою память. Вообще со звуком в игре порядок - вот уж где 32-битность и то что игра выходила на CD пошли ей на пользу, потому как все саунд-эффекты вполне сочные и выразительные. Но это не главная особенность звука. Главная особенность в том, что Гекс - большой любитель поболтать. Стремясь придать побольше "характера" персонажу. разработчики наделили его голосом и он постоянно извергает из себя различные фразочки, отсылающие к поп-культуре. К счастью разработчики не стали пытаться написать-озвучить их сами и вместо этого пригласили для этого дела стэнд-ап комика Дану Гоулда, который одно время был сценаристом "Симпсонов". Гоулд и написал для Гекса все фразочки, а также озвучил. Некоторые из фразочек прикольные, некоторые нет, некоторые надоедают. Но по большей части он выдает шутки, подходящие к тому миру, в котором вы находитесь, а для некоторых уровней есть уникальные шутки. Некоторые из них даже кажутся слишком уж скабрезными для детского платформера ("Это все равно что быть сокамерником Майка Тайсона на день святого Валентина").
К концу игра слегка сдувается, потому как в первых двух мирах значительно больше уровней, чем в других трех. Сказывается довольно-таки запутанная и проблемная история разработки игры, потому как общая концепция и сюжет менялись не один раз. Но тем не менее, в целом Гекс получился и вполне может развлечь на пару вечеров. Он не так хорош как Соник, Но уж точно далеко не так плох как Бабси и среди маскот-платформеров девяностых он занимает заслуженное место во втором эшелоне.
Игра не смогла спасти 3DO от забвения, но сама сумела его избежать, потому как на PS1, ПК и Nintendo 64 у нее вышли два сиквела - Gex: Enter the Gecko и Gex: Deep Cover Gecko, в которых геккон перекочевал в третье измерение. Но это уже совсем другая история.
RT out.

Комментариев нет:

Отправить комментарий